С условиями перехода жилищных владений из социального найма в частную собственность граждане России начали ознакамливаться ещё с 1992 года.
В связи с последующим экономическим развитием государства произошло много изменений.
В 2015 году срок для осуществления «бесплатной» приватизации квартир был продлен на 1 год. В начале 2017 года были внесены поправки в законодательные акты РФ, согласно которым данная процедура не имеет ограничений по сроку действия.
Однако, чтобы оформить некоторые регистрационные документы и воспользоваться услугами опытного юриста, всё-таки придётся заплатить.
Оглавление статьи
- Условия перевода недвижимости
- Стоит ли переводить жилье в частную собственность?
- Процедура сбора документов и предоставления их на регистрацию
- Стоимость оформления отдельных документов для регистрации права собственности
- Стоимость сопровождения регистрации юристом или нотариусом
- Дополнительные расходы
- Видео: Почему в России боятся приватизации?
Условия перевода недвижимости
Лицо, которое проживает в квартире на законном основании (по договору социального найма), может стать собственником данной квартиры.
Приватизации подлежит только жилплощадь, выделенная для бесплатного пользования.
В целом, на жильё претендуют в равных долях все, кто прописан в квартире.
Если принимается решение о приватизации, тогда вначале нужно собрать все необходимые документы и подать их вместе с заявлением на рассмотрение.
После тщательной двухмесячной проверки, как правило, предлагается подписать договор.
Процедура государственной регистрации обычно проходит от двух недель до месяца после чего наниматель становится полноправным собственником.
Стоит ли переводить жилье в частную собственность?
Приватизация означает передачу права собственности от государства к частным лицам.
Некоторые члены Комитета Госдумы по жилищно-коммунальному хозяйству заявляют, что государству выгодно передать как можно больше жилья владельцам.
Однако приватизации не подлежат:
- квартиры в аварийных домах и общежитиях;
- служебные жилые помещения.
Многие граждане не желают переводить жильё в частную собственность.
Причин тому несколько:
- Занимая квартиру по договору социального найма, за коммунальные услуги нужно платить значительно меньше.
- Не стоит переживать о предстоящем повышении налога на недвижимость.
- Отобрать квартиру, за неоплаченный кредит тоже невозможно, ведь она является государственным имуществом.
Кроме приведенных минусов есть и существенное преимущество процедуры приватизации квартиры. Только собственник имеет право по своему усмотрению распоряжаться недвижимостью, в том числе и извлекать из нее выгоду (продавать ее, завещать, дарить или сдавать третьим лицам).
Государство разрешает один раз в жизни деприватизировать жильё. Иными словами – можно передумать и вернуть ее обратно в муниципальный фонд, сохранив за собой право проживания в данном помещении.
Процедура сбора документов и предоставления их на регистрацию
Процедуру приватизации проходят либо все лица, проживающие в данной квартире либо какое-либо доверенное лицо (член семьи или представитель специализированной организации).
На представителя требуется оформить нотариальную доверенность от всех родственников, имеющих право на квартиру.
В Бюро технической инвентаризации вам должны выдать экспликацию жилого помещения и его план.
Затем необходимо подготовить оригиналы и копии таких документов:
- копии квитанций об уплате услуг ЖЭКа, за последние три месяца;
- ордера на квартиру;
- договор социального найма жилья (если он был заключён);
- паспорта помещения (кадастровый и технический);
- справка формы № 9;
- справка, в которой будет указано, что данное жильё ранее не подвергалось приватизации.
Кроме того, требуются индивидуальные документы лиц, прописанных в квартире:
- паспорта;
- свидетельства о рождении детей;
- свидетельства о браке или разводе.
В отдельных случаях, уполномоченные органы могут затребовать дополнительные разрешения либо справки.
После сбора документов вместе с ними и заявлением о приватизации нужно обратиться в территориальное отделение Департамента жилищной политики.
Эта процедура требует обязательного присутствия всех зарегистрированных жителей квартиры (кроме граждан младше 14 лет).
Стоимость оформления отдельных документов для регистрации права собственности
По официальным данным независимо от способа проведения приватизации квартиры (через суд или районную администрацию), кроме оплаты госпошлины и обязательных сборов вносить деньги не нужно.
Однако на самом деле процедура эта не совсем безвозмездная.
Из-за различных факторов тяжело ответить на вопрос о точной стоимости «бесплатной» приватизации квартир.
Можно попытаться сделать приблизительные расчёты:
- получение информации для самостоятельного сбора документов – от 2 000 рублей;
- заказ и получение кадастрового паспорта и экспликации обойдётся свыше 2 000 рублей;
- за получение формы № 9 и справки из ЖЭКа прийдется отдать около 1000 рублей;
- государственная регистрация договора с пошлиной будут стоить – 1 000 рублей;
- квитанции по 250 рублей за каждого жильца.
Стоимость сопровождения регистрации юристом или нотариусом
Чтобы подготовить документы для нотариата придётся заплатить около 4000 рублей.
Для экономии денег и нервов, при оформлении различных документов, часто приходится пользоваться услугами специалистов за определённую плату. Обычно их приглашают, когда присутствуют «отказники» или другие сложные обстоятельства.
В стоимость услуг юриста входят:
- устные консультации – 3 000 рублей;
- письменные консультации – 5 000 рублей;
- регистрация права собственности – от 10 000 рублей;
- признание права собственности через суд – от 40 000 рублей;
- оформление и государственная регистрация права собственности при приватизации – от 5 000 рублей.
Воспользовавшись услугами юридических организаций можно провести срочную приватизацию (заключения договора с Администрацией и его регистрация):
- за 5 дней – от 15 000 рублей;
- за 10 дней – от 10 000 рублей;
- за 15 дней – от 6 800 рублей.
На сегодняшний день в отдельных агентствах есть возможность воспользоваться услугой «приватизация под ключ», стоимость которой составляет приблизительно 25 000 рублей.
Юридические компании готовы подготовить все необходимые документы, исковое заявление и приватизировать жилплощадь по решению суда за 25 000 рублей.
Дополнительные расходы
Как уже было сказано, при проведении приватизации практически всегда существуют какие-либо преграды: меняются фамилии, теряются ордера, в документах находят ошибки, при проверке работники БТИ обнаруживают неузаконенную перепланировку.
Чтобы исправить несоответствия реального плана квартиры с документальным, придётся выложить сумму порядка 15 000 рублей и подождать около месяца.
Когда требуется подать дополнительный пакет документов, юридические компании запрашивают 500 рублей. Заключение договора по социальному найму будет стоить 5000 рублей.
Видео: Почему в России боятся приватизации?
В видеозаписи радиоэфира ведется беседа о проблемах приватизации жилья в России.
Разбирается в чем плюсы и минусы при оформлении социального жилья в собственность, к каким сложностям и дополнительным расходам быть готовым нанимателям муниципальных квартир и какие выгоды несет в себе право собственности на недвижимость.