Технический паспорт объекта недвижимости не является правоустанавливающим документом и не закрепляет право на недвижимость за лицом, обратившимся с просьбой о получении паспорта.
Не используется технический паспорт и в целях регистрации прав, но этот документ хранит в себе важную информационную составляющую об объекте.
Оглавление статьи
Что представляет из себя данный документ?
Существует четыре вида паспортов:
- на квартиру;
- на здание;
- на строение;
- на объект, не завершенный строительством.
Техпаспорт объекта содержит технические характеристики недвижимости: перечень помещений, их габариты, число комнат, общую и жилую площадь, объем, материал конструкций и перегородок, износ, иные параметры. Дополнительно может содержаться информация о типе фундамента и виде кровли.
К документу прилагается поэтажный план здания, экспликация помещения.
Техпаспорт дает исчерпывающую информацию о расположении объекта на участке, качественном и техническом состоянии, благоустройстве территории, оценке объекта.
Только он может содержать данные о предельно допустимой нагрузке на электрооборудование, характеристики сетей отопления, вентиляции.
Произошедшие изменения объекта определяются путем его обследования и сравнения с документами прошлых лет, что также отражается после инвентаризации.
Наличие технических характеристик объекта (площадь, высота, объем) делает паспорт незаменимым документом для доказательства в суде юридически значимых фактов, например, в случае необходимости установить соблюдение застройщиком проектных параметров квартиры или дома, решения спора о выплате компенсации, неустойки при нарушении условий договора, признания права на недвижимость.
Наличие в документе инвентаризационной оценки позволяет правильно рассчитать госпошлину за рассмотрение спора о праве на имущество, за оформление нотариальных документов, в частности, наследства, договора купли-продажи, иных сделок, а также определить тариф за их удостоверение.
Технический паспорт дает возможность определить наличие предмета сделки и установить:
- существует ли объект сделки;
- относится ли этот объект к недвижимости;
- соответствует ли он параметрам объекта, указанным в договоре.
Таким образом, он либо подтверждает существование объекта с указанными характеристиками, либо информирует о прекращении его существования.
Структура документа
Содержащиеся в техпаспорте данные размещаются в отдельных разделах, состав и форма которых установлена приказом Минэкономразвития.
Готовый документ имеет следующую структуру:
- титульный лист с указанием расположения объекта и даты составления;
- общие сведения, содержащие назначение, год создания, площади, этажность объекта;
- состав – наименование частей;
- сведения о собственнике;
- расположение на участке;
- благоустройство;
- поэтажный план по данным измерений;
- экспликация помещений дома;
- отметки об обследованиях, где указывается дата инвентаризации, ФИО и подпись исполнителя;
- исчисление площадей и объемов дома и вспомогательных строений;
- определение износа.
В чем разница между техническим паспортом и планом?
Два созвучных названия паспорт и план – это совершенно разные документы, оформляемые на основании различных нормативных актов.
С изменением законодательства в 2013 году технический паспорт утратил свое значение как документ для регистрации прав.Теперь для этой цели используется кадастровый паспорт, который выполняется на основании техплана.
Данный документ состоит из графической и текстовой частей, в графической указано местоположение объекта на участке с определением координат объекта. Его текстовая часть практически не отличается от технического паспорта и дает информацию об индивидуальных характеристиках объекта.
Техпаспорт также имеет графическую и текстовую части, но графическая часть содержит экспликацию самого объекта, а текстовая – дополнительную информацию о материалах, об оценке, иных важных параметрах объекта.
Основное различие между этими двумя документами заключается в наличии привязки координат точек объекта на участке или расположения квартиры в здании, чего нет в техпаспорте.
Процедура оформления обоих документов также мало чем отличается друг от друга.
Однако закон не предусматривает изготовления техплана на основании сведений техпаспорта на объект, созданного после 1 января 2013 г.
В отношении новых объектов построенных после 1 января 2013 г., в соответствии с Законом о кадастре, техплан может быть составлен на основании разрешения на ввод и проектной документации.
В связи с этим сначала оформляется технический план без графической части, а после получения разрешения на ввод в эксплуатацию составляется его вторая половина.
Таким образом, оба документа дополняют друг друга, но не подменяют себя, каждый имеет свое назначение, функцию и форму.
Как заказать технический паспорт на квартиру?
Данный документ составляет кадастровый инженер – лицо, имеющее аттестат, полученный по результатам квалификационного экзамена в органах Росреестра, и осуществляющее деятельность в качестве предпринимателя или работника БТИ.
Функции технической инвентаризации объектов и выдачи технических паспортов, в том числе на квартиры в рамках технического учета жилого фонда, сохранили за собой БТИ.
В целях техинвентаризации собственник представляет в БТИ документы:
- заявление;
- паспорт;
- оригинал и копию правоустанавливающего акта на квартиру;
- квитанцию об оплате работ;
- дополнительные документы (разрешение на перепланировку, акт приема помещения, иные документы).
В первую очередь сотрудник органов БТИ проводит осмотр и обмер жилого помещения.
После завершения работ по оформлению разделов и расчета инвентаризационной стоимости квартиры, паспорт передается собственнику, у которого он и хранится.
Процедура оформления на частный дом
Для получения технического паспорта на жилой дом необходимо представить в органы БТИ:
- паспорт или документы юрлица;
- письменное заявление;
- разрешение на ввод дома;
- правоустанавливающие документы на землю и дом;
- копию квитанции об оплате работ кадастрового инженера.
Участок под домом должен находиться на кадастровом учете. При оформлении выполняется комплекс обмерных работ по определению конфигурации помещений, общей площади дома и поэтажного плана, расположения дома на участке.
В техпаспорте будут указаны все существенные характеристики дома, информация о собственнике, год постройки, инвентаризационная стоимость.
Срок изготовления может составлять до 3 месяцев, в зависимости от способа оплаты. При оплате по срочному тарифу срок значительно сокращается.
После процедуры оформления документ в бумажном виде передается заказчику.
Составление на объекты нежилой недвижимости
Для того чтобы получить техпаспорт на здание или сооружение, необходимо предоставить кадастровому инженеру следующие документы:
- паспорт или документы юрлица;
- заявление в письменном виде;
- разрешение на ввод объекта, решение суда, документ о выплате пая или акт приёма-передачи нежилого помещения, а в случае оформления по правилам «дачной амнистии» – декларацию на объект, составленную собственником;
- правоустанавливающие документы на участок, поставленный на кадастровый учет;
- копию квитанции об оплате работ.
После окончания обмеров кадастровый инженер создает графическую и письменную части документа.
Паспорт может быть передан заказчику как в письменном, так и в электронном виде, в зависимости от технического задания.
Сроки действия
Технический паспорт – документ, не имеющий срока годности, установленного законом (в отличие от кадастрового, который может утратить силу через 5 лет, если право на объект не будет зарегистрировано).
В реальной жизни потребность заказать технический паспорт на объект недвижимости возникает в случае реконструкции дома, сооружения или ремонта, перепланировки и переоборудования квартиры.
Видео: Электронный паспорт дома
В репортаже рассказывается о реализации новаторского государственного проекта получения электронных паспортов на жилые дома, в которых закладывается основная техническая и кадастровая информация об объекте недвижимости. Специалисты отвечают на вопросы, что дает эта прогамма и какая выгода от этого собственникам жилья.