Во времена СССР существовало понятие прописка, но сегодня вы чаще встречаете термин постоянная и временная регистрация. В Конституции РФ же закреплено, что гражданин может свободно менять место пребывания и жительства. И многие люди этим пользуются.
Оглавление статьи
- Для чего нужна регистрация?
- Условия прописки на постоянной основе
- Как зарегистрироваться в приватизированной квартире?
- Процедура оформления жильца по месту жительства
- Как получить прописку в муниципальном жилье?
- Регистрация в коммунальной квартире
- Условия оформления временной регистрации
- Видео: Правила регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания
Для чего нужна регистрация?
Регистрация – это информация о месте проживания человека, которая дает ему определенные права и в то же время накладывает обязанности.
Постоянная прописка позволит:
- устроиться на квалифицированную работу;
- получить или заменить паспорт;
- оформить пенсионное свидетельство, ИНН, ПОМС;
- получить детское пособие, пенсию;
- поставить транспортное средство на учет в ГИБДД;
- оформить или заменить водительские права;
- встать на учет в военкомат;
- оформить кредит;
- продать квартиру.
Временная регистрация разрешит:
- устроиться на неквалифицированную работу;
- оформить ребенка в дошкольное учреждение;
- поступить в высшее или общеобразовательное учебное заведение.
Условия прописки на постоянной основе
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. было прописано, что гражданина обязаны зарегистрировать, если квартира приобретена в собственность или обменяна.
В течение семи дней гражданин обязан зарегистрироваться по новому месту жительства. Датой исчисления семидневного срока является дата прибытия на новое место проживания.
При предъявлении пакета документов с гражданина потребуют листок убытия. Если вы не снялись с учета, то заявление о снятии с учета можно заполнить в том же органе, где будет оформляться регистрация на новое место жительства.
Как зарегистрироваться в приватизированной квартире?
Этот вид регистрации является самым легким. Когда собственником приватизированной квартиры является один гражданин, то для прописки в ней жильца им обоим следует обратиться в паспортный стол либо многофункциональный центр по месту проживания.
Если по каким-либо причинам прописывающийся не может присутствовать, необходимо посетить нотариуса, который удостоверит заявление лица о регистрации в квартире собственника. Другой вариант – оформить нотариальную доверенность на совершение действий.
При нахождении квартиры в совместной собственности, присутствие и согласие потребуется всех членов семьи. Если у вас нет возможности собрать в одном месте всех собственников квартиры, на помощь также придет нотариус, который удостоверит их письменное согласие в вашей регистрации.
Процедура оформления жильца по месту жительства
Для того чтобы прописать гражданина в приватизированной квартире по правилам сперва необходимо выписаться с прежнего места жительства, то есть получить листок убытия.
Собственнику квартиры и регистрируемому гражданину нужно обратиться в паспортный стол либо многофункциональный центр.
Если вы как собственник квартиры решили прописать в ней нанимателя, то в регистрационном органе нужно предъявить следующие документы:
- заявление от собственников квартиры;
- свидетельство о рождении или паспорт несовершеннолетних детей (возраст до 14 лет);
- свидетельство приписное или военный билет;
- свидетельство о заключении брака (при постановке на учет супруга/супруги);
- свидетельство о государственной регистрации права на представленное жилое помещение;
- нотариально заверенную доверенность, если один из собственников не может присутствовать.
Сотрудник, который осуществляет регистрацию, проверяет представленные документы, забирает паспорт прописываемого и назначает день и время, когда гражданин может прийти за документом.
В назначенное время следует прийти вновь и забрать паспорт с заветным штампом.
При регистрации несовершеннолетних детей до 16 лет процедура имеет свои особенности:
- Согласия собственников жилья не требуется.
- Если ребенок не достиг возраста 14 лет (отсутствует паспорт), то его регистрация проводится на основании паспортов родителей, опекунов и им необходимо представить документ, удостоверяющий рождение ребенка.
- Если ребенок достиг возраста 14 лет и получил паспорт, то его регистрация осуществляется на основании этого документа.
Как получить прописку в муниципальном жилье?
Помимо частной, квартиры могут находиться и в муниципальной собственности, то есть собственником выступает муниципалитет. Такое жилое помещение предоставляется по договору социального найма.
В Жилищном Кодексе РФ указано, что квартиросъемщик имеет право предоставить площадь для проживания другим лицам.
При регистрации гражданина в муниципальной квартире, где собственником является муниципалитет, предварительно необходимо получить согласие местной администрации. Для этого в администрации необходимо написать коллективное заявление о желании прописать гражданина.
Муниципалитет может отказать в регистрации. Причиной отказа является неблагонадежность прописываемого или нехватка квадратных метров.
Единственным исключением является регистрация новорожденных детей, где ни нормы, ни согласие совместно проживающих не требуется. При получении согласия от муниципалитета процедура оформления также начинается с получения листка убытия.
Документы, необходимые для прописки:
- заявление на регистрацию;
- документ об убытии с прежнего места постоянного жительства;
- паспорт или свидетельство о рождении несовершеннолетних детей;
- военный билет или приписное свидетельство;
- свидетельство о регистрации брака;
- договор социального найма;
- разрешение муниципалитета на регистрацию;
- справка о составе семьи.
Регистрация в коммунальной квартире
Коммунальная квартира – это квартира, состоящая из нескольких комнат, в которых проживают разные семьи. Эти помещения могут находиться как в собственности муниципалитета, так и самих жильцов.
ОУФМС может отказать в регистрации, потребовав письменное согласие всех жильцов, проживающих в квартире. Если квартира находится в общей собственности жильцов, то это требование будет законным. В противном случае, вы можете обратиться в суд и отстоять свои права.
Исходя из того, что коммунальная квартира – это общая собственность жильцов, следовательно, к этой собственности относиться только общее имущество, и значит гражданин, владеющий комнатой в коммуналке, является ее единоличным хозяином.
Для прописки в коммунальную квартиру потребуются:
- паспорт или свидетельство о рождении несовершеннолетних детей;
- заявление на регистрацию;
- заявление лица, предоставляющего жилплощадь.
Условия оформления временной регистрации
Этот вид регистрации не требует выписки с основного места жительства, где вы проживали раньше. Таким образом, вы можете иметь сразу две прописки: постоянную и временную.
Если вы имеете постоянную регистрацию и, приехав в другой населенный пункт, собираетесь задерживаться на срок не более 90 дней, то вставать на учет по месту пребывания не потребуется.
При превышении этого срока пребывания, в случае не оформления регистрации, вы и собственник жилья, предоставивший вам жилое помещение, будут привлечены к административной ответственности.
Для получения временной регистрации необходимо согласие собственника жилья.
Если собственников много, то согласие должно быть изложено в письменной форме и обязательно личное присутствие всех в паспортном столе либо МФЦ. При отсутствии одного из собственников, его согласие должно быть нотариально удостоверено. Если в квартире прописаны несовершеннолетние, то может потребоваться присутствие сотрудника органов опеки и попечительства.
Временная регистрация оформляется на срок от 1 дня до 5 лет. Она автоматически прекращается с момента наступления даты, указанной в документе гражданина.
Для получения прописки потребуется:
- паспорт или свидетельство о рождении несовершеннолетних детей;
- заявление на регистрацию;
- свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение;
- согласие наймодателя и всех граждан, проживающих совместно.
Видео: Правила регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания
В программе обсуждается действующий административный регламент “о порядке предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства. Рассказывается в какие сроки можно получить “прописку” и какие документы необходимы для этого.