Оказание услуг по содержанию многоквартирного дома управляющей компанией предполагает не только ряд определенных видов работ, но и оплату ежемесячных взносов.
Естественно, жильцам дома не только интересно, что же входит в обязанности УК, но и за что они платят.
Именно поэтому на законодательном уровне и введен в действие ряд нормативных актов, которые подразумевают раскрытие определенной информации по управлению домом в свободном доступе.
Оглавление статьи
Законодательное регулирование вопроса
Так в рамках п.11 ст.162 ЖК РФ одним из обязательных условий договора об управлении домом является ежегодное предоставление отчета обо всех видах выполненных работ, а также финансово-хозяйственных тратах, произведенных в течение года для поддержания МКД в надлежащем состоянии. При этом, для того чтобы УК не уклонялись от предоставления отчетности либо не составляли ее формально, п.10 ст.161 ЖК РФ предусмотрена обязанность по раскрытию информации в обязательном порядке в соответствии с утвержденным стандартом.
То есть законом разработан нормативный акт, которым регламентируется порядок, методы и сроки раскрытия информации Управляющими компаниями в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ №731, коим, собственно, Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями и утвержден.
При этом указанный документ составлен с учетом Правил содержания общедомового имущества МКД в рамках Постановления №491 и Правилами оказания услуг и определенных работ, необходимых для поддержания МКД в надлежащем состоянии и их минимальным перечнем в порядке определенном Постановлением №290.
Таким образом, Стандарт представляет собой полную информацию не только о хозяйственной деятельности компании и видам услуг, которые они оказывают, а также о финансовых расходах, понесенных в процессе управления тем или иным домом, но и в целом о самой компании с освещением их уставных документов и основных целей в рамках лицензионной документации.
Какие сведения предоставляются
Несмотря на то что, перечень услуг и выполняемых работ является общим, и в принципе компании редко вводят что-то новое, значительные отличия в ходе их деятельности все-таки имеются, в связи с чем для понимания теми же простыми жителями МКД в Стандарте утвержден определенный перечень информации, который позволит оценить компанию, не только как будущего потенциального партнера, но и понять какова же роль учреждения и основные его обязанности.
Общая информация
Так во исполнение п.3 Постановления №731 информация, размещаемая УК, должна содержать следующие сведения:
полное наименование управляющей организации;
- данные о полученной лицензии;
- место расположение и точный адрес офиса;
- Ф.И.О. руководящего состава и основных специалистов;
- телефоны и электронные адреса, включая и экстренную связь с диспетчером;
- режим работы;
- список МКД, которые находятся под управлением компании в настоящий момент с указанием их места расположения, количеством квартир, этажностью, годом постройки дома, уровнем благоустройства, конструктивными и техническими характеристиками;
- сведения о домах, которые ранее находились в ведении учреждения, и причинами расторжения договора управления;
- данные о привлечении работников УК к административной ответственности за нарушения в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по управлению МКД.
Финансовая
Также УК обязана разместить и информацию материального свойства, в частности о:
- основных показателях финансовой деятельности, которая включает в себя годовую бухгалтерскую отчетность и баланс;
- сведениях о доходах, полученных в результате оказанных услуг;
- расходах, понесенных в виду выполнения ремонтных работ либо приобретения материалов;
- ценах и тарифах на коммунальные услуги и другие виды выполняемых работ;
- нормативах потребляемых ресурсов.
По содержанию и ремонту дома
И, конечно, управляющая компания обязана разместить информацию о:
- перечне предоставляемых услуг;
- выполненных работах;
- использовании общедомового имущества;
- поставщиках энерго-, водо- и газа- ресурсов;
По общей деятельности между УК и собственниками помещений
При этом управители должны предоставить и следующие данные:
- о сроках проведения капитального ремонта, но только при наличии согласия жильцов дома;
- о количестве проведенных собраний собственников дома;
- полный отчет о выполнении договора по управлению в разрезе каждого дома.
Порядок и форма предоставления информации
Порядок раскрытия информации регламентирован п.5 утвержденного стандарта, где, в частности, сказано, что все вышеперечисленные сведения предоставляются в общий доступ путем:
опубликования на официальном сайте, созданным для подобных целей органами местного самоуправления;
- размещения сведений на сайте самой управляющей компании, которая также должна иметь подобный ресурс;
- предоставление данных на сайте уже местного муниципалитета;
- опубликования в специальном печатном издании, предназначенном для освещения актов, принятых органами местного самоуправления;
- размещения на информационных стендах, расположенных уже в офисе УК.
При этом стоит отметить, что во исполнение п.40 Постановления №491 на информацию имеют право и сами жильцы, причем в любое время, а не только в преддверии годового отчета в первом квартале следующего года. Так, в рамках указанного пункта, жилец дома, подконтрольного УК, может обратиться с письменным либо электронным запросом о перечне предоставляемых услуг, их цене, качестве и периодичности осуществления.
Однако, если требуемая жильцом информация уже размещена в общем доступе, УК имеет право не дублировать ее в письменном ответе, а предоставить заявителю данные о сайте либо периодике, где требуемые сведения и размещены.
Сроки информирования
Как правило, при получении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД управляющая компания рассчитывает многие годы находиться в нише жилищных отношений, периодически сменяя клиентов, которые могут принять решение о переходе от УК к ТСЖ либо жилищному кооперативу. А так как будущие клиенты в силу норм стандарта должны знать о предыдущем опыте работы компании, все вышеизложенные сведения находятся на сайте в силу п.6 Постановления №731 не менее пяти лет, причем с обязанностью постоянного обновления данных.
То есть согласно п.9 указанного Постановления компания обязана разместить общие данные и сведения об определенном многоквартирном доме, взятом на обслуживание впервые, не позднее 30 дней с момента заключения договора об оказании услуг. Информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности по итогам предыдущего года размещается не позднее 1 квартала.
При этом ответы в соответствии с запросами жильцов, проживающих в обслуживаемых домах, в рамках п.40 Постановления №491 должны быть направлены в течение пяти рабочих дней, в электронном виде на протяжении 10 дней. А вот перечень услуг на стендах должен обновляться постоянно, но не позднее 10 дней в общем, особенно, если произошли какие-либо изменения в общем списке видов работ либо оказываемых услуг или же в тех или иных тарифах.
При этом нововведения и другие данные именно в источниках общего доступа также обновляются в следующие сроки:
- сайты в течение 7 дней;
- официальная периодика на протяжении 30 дней.
Последствия нарушений Стандарта
А ведь подобные действия чреваты весьма негативными последствиями.
В частности, административной ответственностью в силу ст.13.19.1 КоАП РФ и ст.13.19.2 КоАП РФ, где предусмотрены штрафные санкции от 30 до 200 тысяч рублей, как в отношении должностных лиц, так и управляющей компании в целом. И это не говоря уже о систематических проверках прокуратуры и жилищной инспекции, и вероятности лишения лицензии, но уже в судебном порядке.
О предоставлении сведений УК МКД смотрите в следующем видеосюжете: