Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей составляющей повседневного обихода каждого.
Не смотря на малозаметность, оно каждый день сопровождает граждан в виде насущных и неотложных вопросов.
Оглавление статьи
Законодательное регулирование деятельности
Она же должна проводить текущий и капитальный ремонт, руководить отчислениями собственников, планировать осуществление работ, следить за их добросовестным выполнением. На плечах управляющей компании лежит объемная финансовая работа, поддержание порядка в доме и вокруг него, а также реализация остальных нужд дома.
Деятельность подобных организаций регламентируется целым рядом документов:
- Жилищным кодексом.
- Гражданским кодексом.
- Постановлением Правительства № 75, принятом в феврале 2006 г.
- ФЗ № 210, вступившим в силу в конце 2004 года.
В соответствии с действующей базой именно собственники квартир могут сделать вывод в пользу какой-либо орагнизации. Инициативная группа жильцов должна в первую очередь ознакомиться с уставом, составление которого производится на основании требований ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Именно эти граждане следят за порядком проведения собрания и предлагают к обсуждению наиболее важные вопросы.
Регистрация взаимоотношений между владельцами квартир в многоэтажном доме и управляющей компанией невозможна без соответствующего протокола.
Отличительные особенности УК
Сравнить работу управляющей компании и товарищества собственников жилья можно при помощи следующих характеристик:
- виды расходов;
- борьба с задолженностями;
- прозрачность деятельности.
Платежка за коммунальные услуги предполагает оплату за использованные ресурсы (газ, вода, электрическая энергия), потребленное тепло, вывоз мусора и канализационный сток.
Собственники жилья содержат штат специалистов и работников, а также приобретают инструменты и материалы, необходимые для поддержания дома в удовлетворительном состоянии. Делать выбор в пользу ТСЖ считается более выгодным, так как расчетчиков и управленцев можно не привлекать со стороны, а поискать среди владельцев жилья (в многоквартирном доме, наверняка, найдется 2-3 опытных специалиста). Экономию можно наблюдать только в случае добросовестного подхода к работе, так как многие идут на поводу у корысти и забывают про законность.
Кстати, управляющая компания все равно находится в проигрышном положении, так как людские интересы стоят на последнем месте. Например, при выборе субподрядной организации, в первую очередь будут учитываться не качество обслуживания, а личное знакомство.
Но, если говорить о борьбе с задолженностями, то ТСЖ проигрывает управляющей компании. Наличие долгов перед коммунальными структурами приводит к полному отключению благ для всех жильцов, принявших решение о создании товарищества собственников жилья, а управление из вне позволяет вести борьбу с конкретными владельцами.
Пристальное рассмотрение прозрачности деятельности обеих структур позволяет сделать выбор в пользу ТСЖ, так как здесь главенствует самоуправление.
Разница между управляющей компанией и обслуживающей организацией состоит в том, что первая держит под контролем и ведет деятельность всего дома, а вторая только выполняет оговоренные работы. Кроме того, все напрямую связано с финансированием, то есть к выполнению указаний приступают только после оплаты.
Что входит в обязанности
Порядок содержания и ремонта жилья следует четко регламентировать при помощи договора, так как отсутствие конкретных юридических терминов рано или поздно приводит к непониманию.
Содержание жилья в многоквартирном доме обычно включает в себя:
- контроль качества в отношении поставляемых услуг;
- отслеживание своевременности поступивших платежей за использованные коммунальные ресурсы;
- организацию текущего ремонта – поиск подрядчика, заключение договора, прием выполненных работ и т.д.;
- обеспечение безопасной обстановки для жителей многоквартирного дома.
Права
Управляющая компания имеет право осуществлять контроль в следующих сферах, оговоренных договором:
- незаконная перепланировка и другое несанкционированное использование собственного жилья и общего пространства;
- взыскивание долгов;
- использование резервных средств для проведения ремонта или осуществления иных работ;
- проверка данных об оплате потребленных коммунальных благ и рабочего состояния приборов учета;
- ограничение доступа к коммунальным услугам при наличии долгов;
- реализация иных прав и обязанностей, прописанных в договоре.
Для управляющей компании на первом месте должны находиться интересы жильцов.
Оказание бесплатных услуг
В настоящее время очень сложно найти полностью бесплатные услуги, и сфера жилищно-коммунального хозяйства, не является исключением. Поэтому жильцы должны понимать, за что они уже заплатили деньги коммунальщикам, чтобы последние не требовали с них еще.
Итак, «бесплатному» выполнению подлежат следующие виды работ:
- поддержание внутреннего и внешнего состояния дома (заделка швов, удаление отслоившейся штукатурки и облицовочной плитки, устранение испортившегося декора, укрепление козырьков и ограждений, замена окон и дверей в подъездах и т.д.);
- обеспечение чистоты и безопасности (удаление наледи и снега, замена лампочек, уборка общего пространства и т.д.);
- организация внешнего благоустройства (очищение придомового пространства, удаление наледи с площадок перед подъездом в холодное время года, полив газонов, ремонт детских площадок и т.п.);
- обслуживание общедомовых коммуникаций (проверка наличия заземления оборудования, замер сопротивления изоляции проводов и др.);
- устранение аварийных ситуаций.
Источник заработка
Деятельность управляющих компаний нельзя назвать низкодоходной. Пристальное рассмотрение конкретных примеров и проведение простого расчета, позволяет сделать вывод, что 1 многоквартирный дом приносит довольно таки «кругленькую» сумму каждый месяц.
Так, на общедомовом потреблении УК может заработать 20-30% от суммы поступивших платежей.
В составе содержания и ремонта обычно таится часть заработной платы работников.
Незначительную сумму (5 – 7 тыс. руб.) УК может израсходовать на лампочки, хозяйственный инвентарь, приобретение саженцев и т.д.
На обслуживание лифта в зависимости от количества подъездов и этажей ежемесячно требуется от 35 до 50 тыс. руб.
Для определения примерной прибыли осталось только определить разницу между доходами и расходами.
А собственники жилья вне зависимости от проведения уборки в подъезде или во дворе, ежемесячно вносят следующие примерные суммы на счет организации, обязующейся содержать их дом в должном виде:
- 460 – 500 руб. за содержание жилья;
- 200 – 250 руб. на проведение капитального ремонта в будущем.
В случае банкротсва
Принять подобное решение вправе только Арбитражный суд.
Итак, управляющая компания подала заявление, посредством которого пытается признать себя банкротом. Что думать жильцам? Вероятно, она прекратит свою деятельность, так как помощь грамотного кредитного управляющего далеко не всегда спасает фирмы от краха.
Что же делать владельцам жилья? Для начала следует написать заявление в прокуратуру или государственную жилищную инспекцию, на предмет исполнения договора управления. Невыполненные работы нужно зафиксировать в соответствующем акте, а затем передать в суд вместе с исковым заявлением. Исполнением услуг управляющая компания, конечно, заниматься не будет, но подрядчик не сможет требовать погашения долга с жильцов.
Также следует перестать перечислять денежные средства за коммунальные услуги на счет УК. Платежи нужно направлять конкретным поставщикам услуг. Ну и, конечно же, нельзя обойтись без проведения общего собрания владельцев жилья с целью выбора новой управляющей компании.
О том, что такое управляющая компания и чем она обязана заниматься в многоквартирном доме, рассказано в следующем видеосюжете: