Согласно статистическим данным, обнародованным Пенсионным фондом РФ, почти 80% семей выбрали улучшение жилищных условий в качестве способа вложить «детские» деньги.
Оглавление статьи
- Что нужно знать перед приобретением жилья?
- Куда обращаться для получения сертификата на покупку квартиры?
- Порядок совершения сделки
- Оформление договора купли-продажи с использованием сертификата
- Документы, необходимые для приобретения квартиры
- Нюансы при покупке жилья в ипотеку
- Видео: Материнский капитал в России может стать только жилищным
Что нужно знать перед приобретением жилья?
Существует два способа купить квартиру на средства помощи:
Однако во втором случае могут возникнуть сложности – не всякий продавец согласится ждать поступления средств от Пенсионного фонда РФ, только если он не родственник или близкий друг.
Перед приобретением жилья семья должна знать основные принципы такой операции:
- Покупка квартиры под материнский капитал – это исключительно улучшение условий проживания. То есть, можно купить только большую или с улучшенной планировкой недвижимость. Приобретая вместо «трешки» ветхий домик, семья нарушает права детей и закон.
- Покупка квартиры предполагает погашение части ипотечного кредита за счет капитала, внесение первоначального взноса или расчет с продавцом.
- Воспользоваться правом тратить средства можно только спустя три года после рождения того малыша, на которого выдан сертификат. Исключение составляет погашение банковского кредита – этим правом можно воспользоваться до указанного возраста.
- Можно использовать деньги в качестве первоначального взноса за квартиру.
- Жилье должно быть на территории России.
- Средства направляются в банковское учреждение в безналичном виде.
Куда обращаться для получения сертификата на покупку квартиры?
Если семья решила потратить средства на покупку жилья, необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда РФ. Находиться оно должно по месту прописки или проживания матери или другого лица, на которое выдан сертификат.
Важно собрать все документы, подтверждающие право на использование средств государственной помощи. Без них или даже одного из документов мать (отец, опекун) может получить отказ.
За достоверность сведений, подлинность данных ответственность несет исключительно заявитель.
В компетенцию сотрудников Пенсионного фонда, занимающегося вопросами семейного капитала, входит проверка и обработка полученных данных.
Порядок совершения сделки
Если найден продавец квартиры, согласный ждать получения средств не один месяц (например, родственник или знакомый), можно с ним заключать договор купли-продажи жилья.
Однако, чаще всего под покупкой подразумевается приобретение жилья в ипотеку. То есть, семья берет кредит в банке, а затем погашает его на средства капитала. Или вносит первоначальную сумму, а остаток выплачивает самостоятельно.
В любом случае алгоритм действий примерно одинаков:
- Составляем договор с помощью юристов. В его тексте обязательно указывается, что квартира приобретается через средства материнского капитала. Также прописывается сумма сделки (стоимость квартиры), сроки перечисления, размер доплаты собственных средств семьи. В ПФ можно взять образец договора.
- Подаем договор на госрегистрацию в Регистрационную палату. В течение пяти дней семья получает документ – право собственности на квартиру. До этого срока должен быть осуществлен первый взнос продавцу. Это может быть и банковский кредит, и собственные средства.
- Когда семья имеет жилье в собственности, надо обратиться в ПФ с заявлением, в котором указываются реквизиты получателя – продавца квартиры. Сдается в фонд и сертификат, право собственности, паспорта.
- Через два месяца в случае положительного ответа деньги перечисляются на счет продавца.
После этого все стороны договора (продавец и покупатель) должны снять обременение на жилье в Регистрационной палате.
Тогда вносится отметка в ЕГРП, а сотрудники могут снять временные ограничения права собственности. В полученных документах не должно быть отметки о существующем обременении.
Оформление договора купли-продажи с использованием сертификата
Договор – самый важный документ при совершении операций купли-продажи жилья.
Он имеет свои особенности:
- Пенсионный фонд перечисляет средства, только когда договор заключен, то есть, сначала семья становится владельцем квартиры, а затем продавец получает деньги.
- До момента всей оплаты на жилье накладывается обременение, о чем в договоре обязательно делается следующая отметка – «Квартира состоит в залоге у продавца до поступления всей суммы».
- Договор обязательно должен содержать реквизиты банка и лицевого счета продавца.
- В текст договора в качестве покупателей нужно обязательно включить не только владельца сертификата, но и всех членов семьи. Если кто-либо из членов семьи не может участвовать в сделке, он дает письменное согласие.
- Если продавцов квартиры несколько (право собственности оформлено на нескольких человек) в договоре прописывается порядок оплаты. Все собственники могут согласиться (письменно) на перечисление суммы одному из них. В случае отсутствия договоренности, в тексте указываются все реквизиты владельцев квартиры и деньги перечисляются каждому из них в отдельности.
После его подписания составляется передаточный акт. В нем указываются недостатки или дефекты приобретаемой квартиры (ст. 556 ГК РФ). Без него сделка не считается завершенной.
Акт приема-передачи подписывается покупателем и продавцом и подшивается к договору.
Документы, необходимые для приобретения квартиры
Для покупки квартиры на материнский капитал надо собрать пакет документов:
- российский паспорт владельца сертификата;
- сертификат;
- кредитный банковский договор (если капитал перечисляется в счет погашения ипотечного кредита);
- справка банка с указанием суммы остатка долга;
- документы, подтверждающие право собственности на недвижимость;
- обязательство нового владельца жилья оформить всех членов семьи, в том числе и детей, в новую квартиру в течение полугода (нотариально заверенное);
- паспорт супруга, если квартира приобретается матерью, или справка о смерти матери, лишении ее родительских прав, если владелец сертификата и покупатель жилья – отец;
- копия и оригинал свидетельства о браке.
Нюансы при покупке жилья в ипотеку
Покупка квартиры на деньги материнского капитала возможна в виде погашения части ипотеки или оплаты продавцу, который согласен подождать. Главное условие перечисления средств – вступление в право собственности.
Для получения банковского кредита потребуются такие документы:
- паспорт, свидетельство о браке или его расторжении;
- свидетельства о рождении детей;
- ИНН, военный билет юношам, не достигшим 27 лет;
- документ об образовании заемщика;
- трудовая книжка;
- заявление;
- справка об отсутствии долгов по коммунальным услугам;
- справка о составе семьи;
- анкета клиента банка;
- справка о доходах;
- справка о наличии/отсутствии кредитов.
После получения средств семья приобретает квартиру и сразу расплачивается с продавцом, а затем со свидетельством права собственности и сертификатом подает заявление в Пенсионный фонд с просьбой погасить ипотечный кредит (его часть).
В течение 1 месяца сотрудники фонда рассматривают заявление, и, в случае положительного решения, перечисляют средства банку.
Это единственный легальный вариант вложить капитал в квартиру сразу после рождения ребенка, не дожидаясь его трехлетия.
Видео: Материнский капитал в России может стать только жилищным
В сюжете разбираются плюсы и минусы предложения Государственной думы РФ использовать средства материнского капитала только на улучшение жилищных условий семей. Есть ли шанс данной законодательной инициативы воплотиться в жизнь?
Будет ли выплачиваться 25000 в 2017 году?