ЕГРН – это такая систематизированная база по всем зарегистрированным объектам недвижимости в Российской Федерации, в которой содержится вся информация о каждом из них и в части технических характеристик из кадастрового дела, и в части всех вещных прав и обременений на него зарегистрированных.
А поскольку недвижимость один из основных объектов гражданского оборота, эти сведения постоянно нужны и людям, и организациям.
Ранее эта информация выдавалась в форме бумажного документа, либо в виде копии правоустанавливающего документа, на основании которого были зарегистрированы права на объект.
Ныне же законодатель предусмотрел дополнительно к вышеуказанным выдачу сведения еще и в электронном формате.
Законодательное регулирование вопроса
Порядок получения информации из ЕГРН урегулирован Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в котором теперь выделена целая глава (глава 8) для регламентации процесса выдачи сведений из ЕГРН, а также Приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 №968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестра недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестра недвижимости».
Если поступивший запрос не будет соответствовать по форме или содержанию этим нормативным актам, то он не принимается к рассмотрению и считается неполученным.
Способы предоставления сведений из реестра
Существует много вариантов получения этой справки:
- Можно лично обратиться в отдел Росреестра по месту вашего нахождения, где вам удобнее, либо в отдел МФЦ, который также наделен полномочиями по приему документов для регистрирующего органа. При личном обращении необходимо иметь при себе паспорт, оплаченную квитанцию на сумму платы за выдачу информации.
- Возможно выдать доверенность представителю на получение информации. В данном случае так же необходим при обращении паспорт представителя, оплаченная квитанция, подлинник и копия нотариально удостоверенной доверенности.
- Более продвинутые интернет пользователи могут получить сведения из ЕГРН через электронные ресурсы: через сайт Росреестра, либо через портал госуслуг, или другие веб-сервисы. В данном случае заполняются паспортные данные, данные объекта, адрес вашего электронного почтового ящика и оплачивается необходимая сумма для отправки запроса посредством безналичного расчета.
- И еще один вариант получения – посредством почтовой связи. При отправке запроса почтой подлинность вашей подписи, а также копии всех прилагающихся документов должны быть удостоверены нотариусом. А это вкупе с почтовыми расходами в разы повысит стоимость затрат на получение сведений из реестра.
Практика показывает, что электронные выписки приходят быстрее. Поэтому, если вы заказываете выписку для личного пользования, то этот способ, учитывая его относительную дешевизну, скорость, удобство – в приоритете. Однако на сайте уже долгое время опция выдачи информации не работает.
Во многих статьях читаешь хвалебные отзывы о новой системе ЕГРН, как это замечательно, что в одной выписке получаешь сведения из двух баз, что складывается ощущение, что их авторы ни разу не заказывали этих самых выписок на практике. Никогда так, как в эти переходные времена, не было такого количества жалоб от граждан и по поводу огромных очередей в местах приема документов, и в отношении сроков (никогда не было таких длинных сроков выдачи выписок, по сути, которые практически сравнялись со сроками регистрации, для сравнения – раньше выдавалась информация в течение 1 дня), а также неработающего электронного ресурса выдачи информации, некомпетентности специалистов МФЦ, которые за разъяснениями и пояснениями постоянно звонят специалистам Росреестра. И даже таких размеров платы за выдачу информации никогда не было.
Порядок оформления
Для получения документа в бумажном формате предусмотрено личное обращение, либо направление запроса по почте.
При личном обращении физическому лицу потребуется:
- Паспорт или при его отсутствии иной установленный законодательством документ удостоверяющий личность (паспорт моряка);
- Квитанция (за выдачу любой информации, за исключением сведений о кадастровой стоимости, предусмотрена плата);
- Запрос заданного образца.
Если с запросом обращается представитель, то к вышеуказанным документам, которые необходимо предоставить, добавляется еще и доверенность, подтверждающая полномочия на получение информации. В случае обращения законных представителей малолетних (до 14 лет) за выписками об их правах, нужно представить свидетельство о рождении.
Информацию о правах лица может получить только сам правообладатель, либо его представитель, поскольку она относится к конфиденциальной, а также законный владелец закладной, залогодержатель, наследник. Все остальные лица, которым законом открыт доступ к этим сведениям, в основной массе относятся к учреждениям, организациям, органам государственной и муниципальной власти.
Например, заявителю-залогодержателю возможно понадобится предоставить копию договора, на основании которого возникло право залогодателя и в пользу заявителя возникла ипотека, но запись в ЕГРН не внесена.
А законному владельцу закладной придется представить один из трех документов: закладную, либо документы, подтверждающие переход прав по ней (реорганизация, наследование), либо решение суда о признании прав на ценную бумагу за заявителем.
По запросу о конфиденциальной информации о правах человека может потребоваться справка или письмо от нотариуса, подтверждающие ваши права наследования имущества лица, о правах которого подается запрос.
Для юридического лица комплект документов немного иной:
- Паспорт представителя;
- Документы, подтверждающие полномочия представителя действовать от имени юридического лица (доверенность, либо протокол об избрании единоличным исполнительным органом (в случае, если данных о нем не имеется в ЕГРЮЛ), либо копия определения арбитражного суда о назначении арбитражного управляющего при введении процедуры банкротства);
- Платежное поручение, подтверждающее перечисление платы за выдачу информации на соответствующие реквизиты;
- Сам запрос.
Если вас интересует конкретный объект, до обращения с заявлением необходимо узнать его точные данные, достаточные для его однозначной идентификации. Зачастую встречаются случаи задвоения адресов, и даже площадей.
Сроки
Законом в отношении срока выдачи ответа предусмотрено, что его длительность зависит от того, в какую структуру будет подан запрос.
Если напрямую в Росреестр, то срок будет 3 рабочих дня.
В случае, если запрос поступит через организацию-посредника – МФЦ, либо через подведомственную Росреестру ФГУ «ФКП Кадастровая палата», то срок увеличивается на два дня.
Предусмотрен сокращенный срок для запроса нотариуса, поступившего в электронной форме – на него ответ нужно дать незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня.
Стоимость
Обратите внимание при оплате этой услуги на то, что КБК отличается от КБК госпошлины, оплачиваемой при регистрации прав.
Законом определен круг лиц, которым сведения из ЕГРН предоставляются бесплатно. В основном это государственные органы, органы МСУ, государственные предприятия.
Градация платы зависит как от способа получения документа (электронно или в бумажном формате), от вида выписки (выписка, содержащая общедоступные сведения стоит дешевле остальных), а также от типа запрашивающего лица (физическим лица дешевле, юридическим дороже).
Например, получение общедоступной выписки об объекте для физического лица в бумажном формате – 750 руб., для юридического – 2200 руб., электронный документ физическому лицу обойдется уже в 300 руб., а для юридического установлена плата – 600 руб. И такая градация предусмотрена для каждого вида выдаваемой информации из ЕГРН Росреестром, в виде приложения к Приказу Минэкономразвития №291 от 10.05.2016 г.
Как правильно поступать, если обнаружена ошибка в полученных сведениях, рассказано в следующем видеосюжете: