Вначале необходимо иметь представление о том, что же такое «Государственный кадастр недвижимости». Это свод систематизированных сведений об объектах недвижимости, а также сведений о государственной границе нашего государства, границах между регионами, границах между муниципалитетами и населенными пунктами.
Ответственной за ведение кадастра является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В состав Росреестра входит ряд профильных предприятий, но за интересующее нас направление отвечает Федеральная кадастровая палата.
Оглавление статьи
- Что представляет из себя данный документ?
- Отличие кадастрового паспорта от технического
- Порядок оформления
- Перечень документов, необходимых для оформления паспорта
- Куда обращаться для получения?
- Срок оформления
- Стоимость оформления
- Возможные причины отказа в оформлении
- Видео: Аспекты оформления и получения паспорта на квартиру
Что представляет из себя данный документ?
Кадастровый паспорт, это неотъемлемая часть государственного кадастра, содержащая в себе следующие сведения о конкретной квартире:
- адрес;
- размеры общей и жилой площадей;
- год окончания строительства;
- сведения о материале стен;
- план помещений;
- кадастровый номер и сведения о ранее присваивавшихся кадастровых номерах;
- инвентаризационная стоимость;
- сведения о перепланировках.
С начала 2015 года в кадастровом паспорте указываются также сведения о правообладателях квартиры, данные о том, кто и когда из кадастровых инженеров выполнял на данном объекте недвижимости кадастровые работы, а также кадастровая стоимость квартиры.
Отличие кадастрового паспорта от технического
Помимо паспорта кадастрового у объекта недвижимости имеется технический паспорт, но занимается его подготовкой Бюро технической инвентаризации, которое также входит в структуру Росреестра.
Возникает законный вопрос – для чего одной квартире два, на первый взгляд, одинаковых документа?
Технический паспорт на объект недвижимости составляется как после сдачи объекта недвижимости после завершения строительства, так и для вторичного жилья.
В техпаспорте внимание акцентируется на описании технической стороны объекта недвижимости, а именно:
- адрес фактического расположения;
- сведения об общей, жилой площадях квартиры;
- площади каждой из комнат;
- сведения об инвентаризационной стоимости;
- дата постройки и дата проведения капитального ремонта;
- данные о материале стен и перекрытий;
- наличие и перечень инженерных коммуникаций.
Техпаспорт не имеет срока действия, но должен обновляться каждые пять лет. Это позволяет Росреестру выявлять незаконные перепланировки.
Цель составления данного документа – учет со стороны государства объектов капитального строительства и жилого фонда. Сведения из техпаспорта служат основой для составления кадастрового паспорта.
А цель составления кадастрового паспорта – операции с квартирой, сделок с ней и регистрация прав собственности на недвижимое имущество.
Порядок оформления
В идеале оформление происходит очень просто. Для этого необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган, оплатить госпошлину и по истечению установленного законом срока забрать готовые документы.
Но зачастую, при обращении в Кадастровую палату возникают затруднения. А именно, Ваша квартира должна пройти процедуру государственного кадастрового учета и сведения о ней должны находиться в кадастре.
По закону до окончания переходного периода, то есть до 1 января 2013 года все сведения из БТИ должны были быть переданы в государственный кадастр недвижимости. Однако, из-за неудовлетворительного качества работы по передаче архивных данных, хранившихся в БТИ, может случиться, что сведений о Вашей квартире в кадастре может не оказаться.
Дальнейшие действия зависят от того, есть ли у Вас технический паспорт на квартиру, изготовленный до 1 января 2013 года.
Если он имеется, то дальнейшее оформление не потребует дальнейших временных затрат. Получив уведомление о том, что сведения о квартире отсутствуют в кадастре недвижимости, необходимо написать заявление в Кадастровую палату о включении в кадастр сведений об объекте недвижимости как ранее учтенном объекте.
К заявлению нужно приложить копию техпаспорта.
Может случиться так, что приобретенная квартира проходила техобследование организацией, лишенной лицензии, либо на неё техпаспорт не составлялся вовсе.
В таком случае придется заказывать за свой счет составление технического плана у кадастрового инженера. Стоимость составления технического плана на жилое помещение может составлять около 6000 рублей.
Стоит отметить, что при заказе услуг кадастрового инженера можно договориться о возложении на него и дальнейших действий по оформлению кадастрового паспорта на квартиру.
Перечень документов, необходимых для оформления паспорта
Любому гражданину для получения кадастрового паспорта на любой объект жилой недвижимости достаточно предъявления паспорта и оплаты госпошлины.
В случае постановки на учет в Кадастровую палату предоставляются правоустанавливающие документы на объект недвижимости:
- свидетельство о праве собственности;
- договор с застройщиком и приемопередаточный акт,
- договор социального найма,
- ордер на квартиру.
В случае перепланировки вышеуказанный перечень дополняется следующими документами:
- техпаспорт со сведениями после проведения перепланировки;
- положительное решение суда в случае самовольной перепланировки и пр.
Куда обращаться для получения?
Для этого можно обратиться в территориальные подразделения Кадастровой палаты, либо в ближайший многофункциональный центр (МФЦ).
В обоих случаях сотрудник выдаст необходимые бланки, проверит правильность предоставляемых документов, выдаст расписку о получении документов и назначит дату, когда следует обратиться за результатом.
Кроме того, в разделе Электронные услуги на сайте Росреестра можно в режиме онлайн самостоятельно заказать сведения из реестра прав на недвижимое имущество. В данном случае можно выбрать и способ получения документов: в офисах Росреестра или Кадастровой палаты, в офисах МФЦ, по почте, в электронном виде или заказать выездное обслуживание.
Срок оформления
Процедура получения кадастрового паспорта на квартиру занимает 5 дней с момента обращения.
В случае непредвиденных обстоятельств, о которых было сказано выше, срок этот может существенно затянуться, и в случае сомнений в имеющихся документов на недвижимость, лучше учитывать это заранее.
Первичная постановка на учет объекта сданного строительством производится непосредственно застройщиком, оформление при этом занимает 18 рабочих дней и госпошлина при этом не выплачивается.
Стоимость оформления
Чтобы заказать кадастровый паспорт на бумажном носителе с владельца квартиры взимается государственная пошлина в сумме 200 рублей, за электронную копию – 150 рублей.
Размер оплаты за выездное обслуживание сотрудниками Кадастровой палаты регулируется внутренними приказами и варьируется в зависимости от субъекта федерации в диапазоне от 500 до 1500 рублей.
Возможные причины отказа в оформлении
Законом предусмотрено только 2 случая, при которых Вам могут отказать в получении кадастрового паспорта:
- если сведений о квартире нет в кадастре;
- если получение сведений заявителем законодательно запрещено.
Если причины отказа не попадают в данный перечень, можно опротестовать действия сотрудников Кадастровой палаты у его руководства – письменная жалоба должна быть рассмотрена в срок не более, чем 15 суток.
В случае отказа руководства за защитой своих интересов вы можете обратиться в суд.
Видео: Аспекты оформления и получения паспорта на квартиру
В видео доступным языком объясняется – что представляет из себя кадастровый паспорт на квартиру, для чего он нужен, а также где и как его можно получить.