Кадастровый учет

Описание процедуры государственного кадастрового учета земельных участков

Постановка на кадастровый учет земельных участковКадастровый учет представляет собой занесение определенных данных о любом имуществе в единый реестр недвижимости. Информация вносится для подтверждения наличия конкретного имущества, а также может выступать доказательством прекращения его существования.

В реестр вносятся характеристики определенного объекта. За этот процесс несет ответственность Росреестр. Услуга, оказываемая данным учреждением населению по внесению записей в реестр, является бесплатной, поэтому не взимается какая-либо плата с заявителей, но за получение выписки из ЕГРН уплачивается пошлина.

Определение и законодательное регулирование

Кадастровый учет предполагает внесение данных в реестр недвижимости, причем в каждом регионе страны для этого используется единая технология, чтобы все сведения могли оперативно находиться для предоставления различным ведомствам или гражданам.

Вся информация, содержащаяся в государственном реестре, является неприкосновенной, поэтому не допускается изымать или уничтожать какие-либо документы.

Распространяется кадастровый учет на все строения или земельные участки, причем даже не сооружения, которые еще находятся на стадии строительства, а с начала 2017 года вносятся данные о необходимости осуществления процедуры в отношении имущественных комплексов. Получить данные можно не только в отделении Росреестра, но и через портал Госуслуг. Обращаться за информацией могут граждане или представители юридических лиц.

Что такое кадастровый учет земельных участков и какими законами он регулируетсяПолучать данные можно лицам:

  • собственникам определенной недвижимости;
  • органам государственной власти;
  • арендаторам, если срок аренды превышает 5 лет;
  • землепользователям, если им земля была передана на неограниченный срок.

Кадастровый учет необходим для регистрации всех сделок с недвижимым имуществом. Какие-либо операции с землями или объектами могут производиться исключительно при наличии соответствующей выписки из ЕГРН у собственника. Если этот документ у него отсутствует, то он должен получить его в Росреестре. Допускается одновременная регистрация, позволяющая одновременно с постановкой на учет зарегистрировать право собственности. Она проводится при введении объекта в эксплуатацию или изменении собственника, а также при структурном изменении сооружения или появлении нового строения.

Занесение в реестр потребуется при разделении одного объекта на несколько частей. После этой процедуры каждый собственник отдельной части может получить на нее выписку из ЕГРН.

Регулируется процедура нормами Земельного кодекса. В соответствии со статьей 37 п. 1 ЗК продавать или покупать какой-либо участок или строение допускается исключительно после предварительной постановки объекта на кадастровый учет.

ФЗ №218 содержит данные о том, что процесс может осуществляться с помощью подачи заявления не только владельцем участка, но и другими лицами или организациями. В данном нормативном документе имеется информация о том, что все данные об участках вносятся в ЕГРН, а также описываются правила осуществления кадастрового учета.

Требования и нюансы внесения сведений в реестр

Постановка на учет допускается исключительно в отношении земель, соответствующих условиям:

  • представлены собственностью гражданина или компании, для чего имеются подтверждающие документы;
  • находятся у людей или компаний в бессрочном пользовании;
  • оформлены в аренду на определенный срок.

Если земельный участок переходит к человеку по наследству, то не требуется ставить его на учет, если данный процесс был выполнен ранее наследодателем.

Не допускается ставить на учет участки:

  • Порядок постановки земельных участков на кадастровый учетзаповедники или полигоны;
  • участки, находящиеся под ведомством службы безопасности;
  • земли, входящие в лесной или водный фонд;
  • участки недр;
  • территории, на которые был наложен арест, поэтому не допускается проведение процедуры приватизации.

При постановке на учет земли учитываются некоторые условия:

  • заниматься подготовкой полного пакета документов, а также осуществлять процесс могут исключительно совершеннолетние граждане, являющиеся владельцами территории;
  • процесс допускается исключительно при наличии документов, подтверждающих право собственности на участок, причем к этим документам относится завещание, договор купли-продажи или получения в бессрочное пользование;
  • непременно в документах указывается, если один земельный участок разделен на несколько частей, а у каждой части имеется свой собственник;
  • не допускается присваивать участки, входящие в специальный список объектов, которые не могут быть поставлены на учет.

Только после внесения данных в реестр имеется возможность пользоваться землей в качестве объекта правоотношений.

За счет наличия сведений в ЕГРН можно зафиксировать границы территории и установить ее собственника.

Порядок процедуры

Процесс делится на последовательные этапы:

  • Правила и порядок постановки земельных участков на кадастровый учету гражданина возникает необходимость разделить определенный участок, объединить его с другой территорией, осуществить перераспределение или совершить иные действия с ним, а в этом случае требуется поставить его на учет;
  • выбирается кадастровый инженер, с помощью которого проводятся соответствующие кадастровые работы на участке, а также подготавливается межевой план;
  • в Росреестр подается заявление совместно с полным пакетом документов, на основании которых земельный участок будет постановлен на кадастровый учет;
  • выдается в Росреестре или МФЦ специальная расписка, где указаны все переданные документы;
  • документация проверяется работниками реестра, после чего принимается решение о постановке на учет определенной территории или об отказе в этом действии;
  • если решение принято положительное, то заявитель получает выписку из ЕГРН на свою собственность.

Заявление совместно с другой документацией может подаваться в отделение Росреестра или МФЦ не только самыми собственником земли, но и другими лицами, если они претендуют на приватизацию участков, принадлежащих муниципальным властям или государству.

Допускается привлекать представителей, действующих от имени заявителя на основании доверенности, заверенной нотариально. Документация может передаваться разными способами:

  • непосредственно приноситься в отделение Росреестра;
  • с помощью регионального отделения МФЦ, располагающегося по месту нахождения участка земли;
  • через почтовое отправление, причем для этого выбирается письмо с описью вложения, а также с уведомлением о том, что письмо было вручено работникам Росреестра;
  • с применением портала Госуслуг.

Документы для постановки на кадастровый учет земельного участкаДля постановки земли на учет подготавливается документация:

  • грамотно составленное заявление;
  • межевой план территории;
  • заявление;
  • технический план;
  • документы, подтверждающие право гражданина на конкретный земельный участок;
  • документация, в которой указывается назначение объекта, так как он может быть сельскохозяйственным или промышленным, а также специального назначения;
  • если объект был уничтожен, то представляются доказательства этого факта;
  • если обращается не сам собственник, а представитель, у него должна быть заверенная нотариусом доверенность.

В каждой индивидуальной ситуации количество документов может меняться, поэтому работники Росреестра имеют право требовать другие бумаги для подтверждения каких-либо фактов.

Постановка на учет различных территорий выполняется в течение 5 рабочих дней, причем их отсчет начинается с момента получения документов работниками Росреестра, поэтому если обращается заявитель через МФЦ, то срок может быть увеличен за счет наличия посредника. Если одновременно с присвоением территории кадастрового номера требуется провести его регистрацию, то этот процесс займет 10 дней.

Внесение изменений об участке

Вносить какие-либо изменения о земле требуется в разных случаях:

  • Как внести изменения в сведения о кадастровом учете земельного участкаизменение кадастровой стоимости;
  • смена адреса;
  • изменение границ территории;
  • строительство или уничтожение объектов на земельном участке;
  • изменение категории земли;
  • появление важных объектов на территории;
  • изменение назначения недвижимого имущества;
  • завершение строительства;
  • внесение значительных изменений в конфигурацию сооружений.

Для совершения этого процесса подготавливается заявление, в котором указываются причины внесения изменений. Оно с другими документами передается лично при посещении отделения Росреестра или через МФЦ, Госуслуги и почту. Если уведомление присылается несвоевременно, то это грозит наложением штрафа и отсутствием возможности совершать какие-либо сделки с землей.

В законодательстве четко указывается, что внесение изменений происходит в течение 7 календарных дней, но этот срок актуален при непосредственном обращении в отделение Росреестра, а при использовании других методов передачи документов срок может увеличиваться.

Подготавливается и передается документация, подтверждающая наличие каких-либо значительных изменений. Поэтому документы могут значительно отличаться в разных случаях.

Стандартно к ним относится:

  • паспорт;
  • технический план;
  • решение администрации города, в котором указывается, что был изменен адрес участка земли.

Процесс внесения изменений является бесплатным, но если требуется официальная выписка из ЕГРН с внесенными изменениями, то за ее получение уплачивается госпошлина.

Основания для отказа и процедура снятия с учета земли

Отказ может быть обусловлен разными причинами:

  • Основания для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участкаошибки в заявлении;
  • несоответствия сведений в документах с фактическими данными;
  • документация не соответствует определенным требованиям;
  • границы участка заходят на чужую территорию;
  • не представлены все документы;
  • место нахождения земли совпадает с адресом другого объекта.

При обнаружении этих причин будет отказано в постановке на учет конкретного участка. Заявитель получает уведомление в письменном виде с причиной отказа.

Если требуется снять с учета землю, например, если расширяются границы участка или разделяется земля, то выполняются действия:

  • собираются документы;
  • они подаются в Росреестр;
  • работники учреждения изучают документацию и принимают решение;
  • заявитель получает выписку о том, что земля не числится в кадастре или уведомление об отказе.

Таким образом, кадастровый учет различных участков земли – это важный процесс регистрации территорий. Он требуется каждому собственнику земли, желающему совершить какие-либо сделки с недвижимостью. Процесс выполняется в Росреестре, где дополнительно имеется возможность снять землю с учета.

О новых правилах внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости смотрите в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 703-18-46 (Москва)

+7 (812) 309-91-23 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Оставить комментарий