Кадастровый учет представляет собой занесение определенных данных о любом имуществе в единый реестр недвижимости. Информация вносится для подтверждения наличия конкретного имущества, а также может выступать доказательством прекращения его существования.
В реестр вносятся характеристики определенного объекта. За этот процесс несет ответственность Росреестр. Услуга, оказываемая данным учреждением населению по внесению записей в реестр, является бесплатной, поэтому не взимается какая-либо плата с заявителей, но за получение выписки из ЕГРН уплачивается пошлина.
Определение и законодательное регулирование
Вся информация, содержащаяся в государственном реестре, является неприкосновенной, поэтому не допускается изымать или уничтожать какие-либо документы.
Распространяется кадастровый учет на все строения или земельные участки, причем даже не сооружения, которые еще находятся на стадии строительства, а с начала 2017 года вносятся данные о необходимости осуществления процедуры в отношении имущественных комплексов. Получить данные можно не только в отделении Росреестра, но и через портал Госуслуг. Обращаться за информацией могут граждане или представители юридических лиц.
Получать данные можно лицам:
- собственникам определенной недвижимости;
- органам государственной власти;
- арендаторам, если срок аренды превышает 5 лет;
- землепользователям, если им земля была передана на неограниченный срок.
Кадастровый учет необходим для регистрации всех сделок с недвижимым имуществом. Какие-либо операции с землями или объектами могут производиться исключительно при наличии соответствующей выписки из ЕГРН у собственника. Если этот документ у него отсутствует, то он должен получить его в Росреестре. Допускается одновременная регистрация, позволяющая одновременно с постановкой на учет зарегистрировать право собственности. Она проводится при введении объекта в эксплуатацию или изменении собственника, а также при структурном изменении сооружения или появлении нового строения.
Занесение в реестр потребуется при разделении одного объекта на несколько частей. После этой процедуры каждый собственник отдельной части может получить на нее выписку из ЕГРН.
Регулируется процедура нормами Земельного кодекса. В соответствии со статьей 37 п. 1 ЗК продавать или покупать какой-либо участок или строение допускается исключительно после предварительной постановки объекта на кадастровый учет.
ФЗ №218 содержит данные о том, что процесс может осуществляться с помощью подачи заявления не только владельцем участка, но и другими лицами или организациями. В данном нормативном документе имеется информация о том, что все данные об участках вносятся в ЕГРН, а также описываются правила осуществления кадастрового учета.
Требования и нюансы внесения сведений в реестр
Постановка на учет допускается исключительно в отношении земель, соответствующих условиям:
- представлены собственностью гражданина или компании, для чего имеются подтверждающие документы;
- находятся у людей или компаний в бессрочном пользовании;
- оформлены в аренду на определенный срок.
Если земельный участок переходит к человеку по наследству, то не требуется ставить его на учет, если данный процесс был выполнен ранее наследодателем.
Не допускается ставить на учет участки:
заповедники или полигоны;
- участки, находящиеся под ведомством службы безопасности;
- земли, входящие в лесной или водный фонд;
- участки недр;
- территории, на которые был наложен арест, поэтому не допускается проведение процедуры приватизации.
При постановке на учет земли учитываются некоторые условия:
- заниматься подготовкой полного пакета документов, а также осуществлять процесс могут исключительно совершеннолетние граждане, являющиеся владельцами территории;
- процесс допускается исключительно при наличии документов, подтверждающих право собственности на участок, причем к этим документам относится завещание, договор купли-продажи или получения в бессрочное пользование;
- непременно в документах указывается, если один земельный участок разделен на несколько частей, а у каждой части имеется свой собственник;
- не допускается присваивать участки, входящие в специальный список объектов, которые не могут быть поставлены на учет.
Только после внесения данных в реестр имеется возможность пользоваться землей в качестве объекта правоотношений.
За счет наличия сведений в ЕГРН можно зафиксировать границы территории и установить ее собственника.
Порядок процедуры
Процесс делится на последовательные этапы:
у гражданина возникает необходимость разделить определенный участок, объединить его с другой территорией, осуществить перераспределение или совершить иные действия с ним, а в этом случае требуется поставить его на учет;
- выбирается кадастровый инженер, с помощью которого проводятся соответствующие кадастровые работы на участке, а также подготавливается межевой план;
- в Росреестр подается заявление совместно с полным пакетом документов, на основании которых земельный участок будет постановлен на кадастровый учет;
- выдается в Росреестре или МФЦ специальная расписка, где указаны все переданные документы;
- документация проверяется работниками реестра, после чего принимается решение о постановке на учет определенной территории или об отказе в этом действии;
- если решение принято положительное, то заявитель получает выписку из ЕГРН на свою собственность.
Заявление совместно с другой документацией может подаваться в отделение Росреестра или МФЦ не только самыми собственником земли, но и другими лицами, если они претендуют на приватизацию участков, принадлежащих муниципальным властям или государству.
Допускается привлекать представителей, действующих от имени заявителя на основании доверенности, заверенной нотариально. Документация может передаваться разными способами:
- непосредственно приноситься в отделение Росреестра;
- с помощью регионального отделения МФЦ, располагающегося по месту нахождения участка земли;
- через почтовое отправление, причем для этого выбирается письмо с описью вложения, а также с уведомлением о том, что письмо было вручено работникам Росреестра;
- с применением портала Госуслуг.
Для постановки земли на учет подготавливается документация:
- грамотно составленное заявление;
- межевой план территории;
- заявление;
- технический план;
- документы, подтверждающие право гражданина на конкретный земельный участок;
- документация, в которой указывается назначение объекта, так как он может быть сельскохозяйственным или промышленным, а также специального назначения;
- если объект был уничтожен, то представляются доказательства этого факта;
- если обращается не сам собственник, а представитель, у него должна быть заверенная нотариусом доверенность.
В каждой индивидуальной ситуации количество документов может меняться, поэтому работники Росреестра имеют право требовать другие бумаги для подтверждения каких-либо фактов.
Постановка на учет различных территорий выполняется в течение 5 рабочих дней, причем их отсчет начинается с момента получения документов работниками Росреестра, поэтому если обращается заявитель через МФЦ, то срок может быть увеличен за счет наличия посредника. Если одновременно с присвоением территории кадастрового номера требуется провести его регистрацию, то этот процесс займет 10 дней.
Внесение изменений об участке
Вносить какие-либо изменения о земле требуется в разных случаях:
изменение кадастровой стоимости;
- смена адреса;
- изменение границ территории;
- строительство или уничтожение объектов на земельном участке;
- изменение категории земли;
- появление важных объектов на территории;
- изменение назначения недвижимого имущества;
- завершение строительства;
- внесение значительных изменений в конфигурацию сооружений.
Для совершения этого процесса подготавливается заявление, в котором указываются причины внесения изменений. Оно с другими документами передается лично при посещении отделения Росреестра или через МФЦ, Госуслуги и почту. Если уведомление присылается несвоевременно, то это грозит наложением штрафа и отсутствием возможности совершать какие-либо сделки с землей.
В законодательстве четко указывается, что внесение изменений происходит в течение 7 календарных дней, но этот срок актуален при непосредственном обращении в отделение Росреестра, а при использовании других методов передачи документов срок может увеличиваться.
Подготавливается и передается документация, подтверждающая наличие каких-либо значительных изменений. Поэтому документы могут значительно отличаться в разных случаях.
Стандартно к ним относится:
- паспорт;
- технический план;
- решение администрации города, в котором указывается, что был изменен адрес участка земли.
Процесс внесения изменений является бесплатным, но если требуется официальная выписка из ЕГРН с внесенными изменениями, то за ее получение уплачивается госпошлина.
Основания для отказа и процедура снятия с учета земли
Отказ может быть обусловлен разными причинами:
ошибки в заявлении;
- несоответствия сведений в документах с фактическими данными;
- документация не соответствует определенным требованиям;
- границы участка заходят на чужую территорию;
- не представлены все документы;
- место нахождения земли совпадает с адресом другого объекта.
При обнаружении этих причин будет отказано в постановке на учет конкретного участка. Заявитель получает уведомление в письменном виде с причиной отказа.
Если требуется снять с учета землю, например, если расширяются границы участка или разделяется земля, то выполняются действия:
- собираются документы;
- они подаются в Росреестр;
- работники учреждения изучают документацию и принимают решение;
- заявитель получает выписку о том, что земля не числится в кадастре или уведомление об отказе.
Таким образом, кадастровый учет различных участков земли – это важный процесс регистрации территорий. Он требуется каждому собственнику земли, желающему совершить какие-либо сделки с недвижимостью. Процесс выполняется в Росреестре, где дополнительно имеется возможность снять землю с учета.
О новых правилах внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости смотрите в следующем видеосюжете: